top of page

Аба Ковнер: еврейская идея

11 тевета, ровно 78 лет назад в новогоднюю ночь 31 декабря 1941 года, Аба Ковнер зачитал в Виленском гетто свое знаменитое воззвание "Не пойдем как овцы на убой!". Сегодня в сытом и благополучном Израиле мы любим смаковать то, чем мы недовольны, и искать любой повод пособачиться друг с другом. И самое отталкивающее - не ценим того, что у нас наконец-то есть одно маленькое, но свое, еврейское, государство.

Мы смотрим, как его превращают то в подстилку для "палестинского государства", то в "государство всех граждан" для суданских и эритрейских нелегалов, "палестинских" арабских жен и экономических эмигрантов, использовавших Закон о возвращении в целях личной выгоды. Как грязно воюют с нашей традицией, культурой и религией.

К хорошему быстро привыкают. И забывают, с чего все начиналось и для чего все делалось.


Поэтому стоит заглянуть в черную дыру ужаса Катастрофы, от которой нас отделяют всего два поколения, и напомнить себе хорошо знакомый нам механизм отделения главного от мусора, который включается только в критические переломные моменты наших испытаний. #сионизм



Аба Ковнер, один из руководителей созданной в ту новогоднюю ночь и первой во время Катастрофы организации еврейского сопротивления "Фарэйникте партизанер организацие", вспоминал о том, что двигало горсткой обреченных на верную смерть молодых сионистов в гетто: #Аба_Ковнер


"Мы старались собираться на встречи шабата и праздников. Мы были нерелигиозны, как же мы отмечали эти даты? Мы искали в них то, что соответствует нашему духу.


Еврейская традиция - это океан. В нем можно найти всё: средневековые общины покончивших собой, тех, кто выбрал принесение себя в жертву способом сопротивления, еврейскую самооборону в России, Гирша Леккерта, взошедшего на виселицу за покушение на виленского губернатора‑садиста, героизм Иосифа Трумпельдора, с которым мы чувствовали связь, - еврейская традиция бездонна. И мы на этих встречах искали вехи еврейской истории, которые могли бы поддержать наш дух - от Хасмонеев и Масады до Трумпельдора. Но самое главное, краеугольный камень иудаизма - святость жизни. Когда наши предки во времена Крестовых походов предпочитали смерть отказу от своей веры - это был выбор. Выбор святости жизни. Потому что противоположность святости жизни - не убийство, а пренебрежение, профанация святого смысла жизни. Не тела, не существования, а жизни".


А это текст воззвания в переводе на русский (оригинал был написан на идише и на иврите):


"Еврейская молодёжь, не доверяй тем, кто обманывает тебя.

Из восьмидесяти тысяч евреев Литовского Иерусалима выжили только двадцать тысяч. На наших глазах от нас оторвали наших родителей, братьев и сестёр.

Где они, те сотни мужчин, которые были уведены литовцами на работы?

Где они, те голые женщины и дети, которых увезли от нас в страшную ночь провокации?

Где они, евреи Судного дня?

Где наши братья из второго гетто?

Всякий, кто был выведен за ворота гетто, больше не возвращался. Все дороги гестапо ведут в Понары. А Понары - это смерть!

Колеблющиеся, отбросьте сомнения! Ваших детей, ваших мужей, ваших жен больше нет. Понары - это не лагерь: там все были расстреляны. Гитлер стремится уничтожить всех евреев Европы. Евреи Литвы должны, по его замыслу, стать первыми в очереди.

Не пойдём как овцы на убой!


Да, мы слабы и беззащитны, но единственный ответ врагу - это сопротивление!

Братья! Лучше пасть в бою как свободные люди, чем жить по милости убийц.

Защищаться! До последнего вздоха".


31.12.1941

3 views0 comments

Recent Posts

See All
bottom of page