Автоэмансипация: "Если не я за себя, то кто за меня?"

4 число месяца Хешван – это дата, незнакомая русскоязычным евреям. Так же, как нам незнакома ее связь с Лео Пинскером – который для многих тоже только улица в Израиле. Но именно 4 Хешвана 5699 г. - ровно 137 лет назад - Лео (Йегуда-Лейб) Пинскер, одесский врач и адвокат, опубликовал в Берлине тонюсенькую брошюрку Autoemancipation! Mahnruf an seine Stammesgenossen von einem russischen Juden ("Автоэмансипация! Воззвание российского еврея к своему народу"), ставшую манифестом российских "палестинофилов" - первых сионистов.


Можно догадаться, что Пинскер был незаурядным человеком. Брошюра была написана им по-немецки, которым он владел в совершенстве – после стажировки в Германии и Австрии по окончании медфака Московского университета. Стать врачом и адвокатом в черте оседлости было непросто. Но Пинскер верил в возможность интеграции российского еврейства в окружающее общество. Верил до одесского погрома 1871 г., который пошатнул его веру в мирное будущее евреев России, но пока все еще не лишил иллюзий касательно "целительной силы" ассимиляции и просвещения.



Окончательно иллюзии о сосуществовании развеяли погромы и реакционная политика царского режима 1881-1882 гг. Пинскер пишет "Автоэмансипацию", где предельно четко формулирует принцип спасения еврейского народа руками самих евреев. Это не было совершенной новинкой – Пинскер повторил некоторые идеи Мозеса Гесса и Переца Смоленскина о необходимости возрождения еврейского народа в своей стране и своей волей как единственно возможного решения наших проблем и угроз. #автоэмансипация_пинскера


Но в ситуации отчаяния после погромов 1881-82 гг., вошедших в историю как "Бури в Негеве" (их кодового названия из-за ограничений царской цензуры), короткий, но яркий и четкий текст Пинскера стал ответом, который искали подавленные российские евреи.


Реакция на публикацию была восторженной, и Пинскер становится лидером того самого национального возрождения, к которому призывал. После его встречи с профессором Германом Шапиро возникает движение "Ховевей Цион", в 1883 г. они проводят учредительный съезд в Катовицах – и сионизм фактически возникает как политическая доктрина.


Кстати, именно в переписке с проф. Шапиро Герцль готовит Первый сионистский конгресс пятнадцать лет спустя. На котором именно Шапиро предлагает два первых фундаментальных шага для создания еврейского государства: #история_сионизма


1. создание еврейского университета в Эрец-Исраэль и


2. создание национального фонда для выкупа земли и освоения все той же Эрец-Исраэль.


Все это было ясно Пинскеру еще в середине 80-х годов 19 в., когда он возглавлял знаменитый Одесский комитет ("Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине" - легальное представительство "Ховевей Цион" в России).


Одной из основных причин успеха манифеста Пинскера стало его требование возрождения национального самосознания как необходимого условия национального возрождения. И он описывает эту проблематику предельно открыто: "…если народы не были в состоянии уничтожить наше существование, тем не менее, они сумели искоренить в нас стремление к национальной самостоятельности. С каким- то фатальным равнодушием мы видим, как во многих странах нам отказывают в том, в чем нелегко было бы отказать и зулусу. Рассеянные, мы сохранили нашу способность к сопротивлению, но утратили связующее звено национального самосознания. Стремясь к сохранению нашего материального существования, мы, к сожалению, слишком часто были вынуждены игнорировать наше нравственное достоинство. Мы не замечали, что благодаря этой недостойной, хотя и вынужденной тактике мы все глубже падали в глазах наших врагов, все более становились предметом их презрения и были обречены на существование перелетных птиц, которое, наконец, и сделалось нашим роковым уделом. На необозримом пространстве земного шара не нашлось для нас угла. Чтобы иметь, где преклонить свою усталую голову, мы вымаливали только крошечное место; суживая, таким образом, наши требования, мы тем самым умаляли наше достоинство, которое и в наших, и в чужих глазах свелось на нет".


Многие принципы, изложенные Пинскером, были потом дооформлены Герцлем и стали краеугольным камнем сионизма как движения возрождения еврейского народа в нашей стране – Эрец-Исраэль. Пинскеру, кстати, потребовалось время, чтобы прийти к убеждению, что Эрец-Исраэль является единственным местом, где это возрождение возможно. Но, поверив в это, он уже шел до конца. Будучи светским и блестяще образованным человеком, он верил в силу нашей традиции и нашего особенного национального пути. Его призыв к возрождению – вышедшая ровно 137 лет назад брошюра начинается словами Гилеля "если не я за себя, то кто за меня?" - и заканчивается благословением: "Да поможет вам рука ваша, и да спасет вас Бог".

0 views0 comments

Recent Posts

See All