top of page

А судьи кто?

Перед Судным днем (хотя Йом Кипур – это день искупления, судный день был в Рош Ашана) – неплохо бы вспомнить, кто нас судит. Нет, я не про Него. Его наш народ, часто летающий за границу – благодаря программе "открытое небо", введенной министром тов. Кацом, - на облаках не видел.


И убежден, что Он есть только в Бней-Браке и в Меа Шеарим, для внутреннего пользования живущих там отсталых паразитов. Но увлеченные развитием шлягера сезона – "расследования дел Нетаниягу", мы при этом - практически все – совершенно не знаем, кто его и нас реально судит. Здесь. В бренном мире бетона, страховых полисов и налоговых льгот.


Нас можно понять. Та сила, которая конкретно решает – или хочет решать все в нашей жизни, – не менее таинственна и всемогуща, чем всякие там ангелы и серафимы. В возникающие иногда критические дни демократического цикла нашей жизни она упоминается как "юридическая система", а в устах особо доведенных ею до ручки граждан – "юридическая хунта". Но никто не знает, как она устроена. Поэтому давайте разберемся. И начнем с верхушки. С верховного божества, известного как ЮСП. Юридический советник правительства. Это уникальная должность. Израиль, как известно, новаторская страна. Мы подарили миру капельное орошение, точное оружие и передовой хай-тек. Но для себя мы оставили менее передовые находки, хотя тоже не известные в мировой практике. Таковой находкой является ЮСП. Потому что - как нигде в мире - наш ЮСП не только дает советы правительству по вопросам законности и правомочности их решений. Он по совместительству является еще и Главным Прокурором! Т.е. главой прокуратуры – самой могущественной структуры внутри юрсистемы. Или, см. выше, - хунты.


Только в 37% демократических стран мира ЮСП еще и формально отвечает за прокуратуру – но во всех случаях он не вмешивается в ее работу и не является верховной инстанцией по утверждению обвинительных заключений. А у нас – да. Особенно - по громким делам, особенно - касающимся членов правительства. Улавливаете? Но это еще не все. Самый цимес с нашим отечественным ЮСПом в том, что его должность, полномочия и ответственность нигде не зафиксирована и не определена законодательно! Т.е. у нас нет закона "О юридическом советнике правительства"! Все делается по наитию. Как муза вздохнет. #юридический_советник_правительства


И поэтому основным камнем преткновения с нашим ЮСПом является то, что каждый обладатель этой должности считает: он не СОВЕТНИК, а УКАЗЧИК. Его "советы" являются обязательными. При том, что должность это не выборная - ее получают по назначению. Из верхушки все той же, скажем, "системы" - (но вы правильно подумали).

Эту ситуацию рассматривали три (!) государственные комиссии, начиная с комиссии Аграната еще в 1962 году. И все три подчёркивали и приходили к заключению: ЮСП – это всего лишь советник, и правительство может выслушать его рекомендации, но не обязано их применять. Но не тут-то было. Еще в 1986 году тогдашний ЮСП Ицхак Замир беззастенчиво передернул рекомендации комиссии Аграната, заявив в публичной лекции, что рекомендации ЮСПа – обязательны, а не рекомендательны. Эту перевранную цитату полюбил – правильно, крестный отец израильского судебного активизма – Аарон Барак. И в начале 90-х двумя своими основными законами о гражданских правах и своим принципом "аколь шафит" – "все подсудно" - вверг нас в пучину и беспредел неограниченной власти судей и прокуратуры. И тут выяснился третий прикол с полномочиями ЮСПа! Оказывается, кроме вышеперечисленного, он также еще представляет правительство в суде – когда, согласно "всеподсудности" Барака, кому-то приспичит подать на государство в суд за… а это уже неважно, придумайте сами. #юридическая_хунта


Но при этом ЮСП представляет не позицию правительства или отдельного министерства – а свою собственную! Т.е. министр или правительство может иметь точку зрения/позицию/политику – но не может ее представить и защищать в суде, если она расходится с мнением ЮСПа. Который и представляет правительство в суде.

"А судьи кто?" - как говорил Чацкий. Правильно, судебная хунта. Которая тоже никем не избирается, но железно защищает свою неприкосновенность.


Вот так это и работает. Точнее - не работает. В состоянии полного беспредела и неопределенности. Смешения полномочий и личных убеждений и философий. В условиях нашего запутанного прецедентного права – этого салата из оттоманского, английского и собственного законодательства – дающего простор креативности прокуроров и судей. Их идеологии, нравам и морали. Совсем не обязательно совпадающих с вашими. Но это уже ваша проблема.

Об этом мы поговорим отдельно. А пока наслаждайтесь спектаклем "охота на Биби", но теперь уже начиная понимать, кто действующие лица. Кстати, это не только Биби. Завтра это можете быть вы. Вами займутся за более скромные деньги ("расследования" Нетаниягу уже стоили казне более четверти миллиарда шекелей...), но легче вам от этого не будет.


0 views0 comments
bottom of page