Нахум Соколов – улица и человек

Сегодня – дата главной политической победы сионизма, одержанная смутной осенью 1917-го года. Через неделю после переворота большевиков руками пламенных еврейских революционеров, 17-го Хешвана 102 года назад, усилиями враждебных делу пролетариата сионистов – и в первую очередь трудами выходца из семьи Любавических хасидов Нахума Соколова - была опубликована Декларация Бальфура.


Сегодня мы не помним смысла этого документа и не знаем истории работы над ним. А зря. Ведь речь в нем идет о признании наших национальных исторических прав, которые оспариваются сегодня всеми, кому не лень.


Вот ее текст:


"Уважаемый лорд Ротшильд. Имею честь передать Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную:

"Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране".

Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы довели эту Декларацию до сведения Сионистской федерации.

Искренне Ваш, Артур Джеймс Бальфур".


Т.е., декларация признает наши национальные права на Эрец-Исраэль (это потом отдельно фиксируется британским мандатом Лиги Наций и целым рядов других международных документов). #декларация_бальфура



Но у принятия Декларации есть малоизвестная сторона, связанная с деятельностью Нахума Соколова, одного из лидеров сионистского движения, основоположника современной журналистики на иврите и первопроходца сионистской дипломатии. Именно он стоял за усилиями по принятию Декларации и за ее основными формулировками. Но главным его достижением является "Французская декларация". Британцы отказывались дать "добро" сионистскому проекту без согласия на него Франции – союзницы по Антанте. И летом 1917 г. в результате сложной челночной дипломатии Соколову удается убедить французов. Челночной – потому что Соколову пришлось убедить также Ватикан, еще несколько европейских стран и США поддержать возвращение в Эрец-Исраэль. Это было уже условием французов. И только получив согласие остальных, французский премьер Жиль Камбон передал 4 июня 1917 г. Соколову следующий документ:


"Париж, 4 июня 1917 года; Сионистскому лидеру Нахуму Соколову.

Вы любезно представили проект - которому вы посвящаете свои усилия - целью которого является развитие еврейской колонизации в Палестине. Вы также считаете, что этот проект позволит сохранить независимость святых мест – и что при соблюдении определенных условий союзные державы могут содействовать еврейскому национальному возрождению на той Земле, из которой народ Израиля был изгнан так много веков назад.

Французское правительство, которое вступило в нынешнюю войну, чтобы защитить людей, на которых напали неправомерно, и которое продолжает борьбу, чтобы обеспечить торжество справедливости, может только испытывать сочувствие к вашему делу, победа которого связана с победой союзников. Мне доставляет большую радость дать вам это обещание [нашей поддержки].

Выражаю вам свое самое искреннее почтение.

Жиль Камбон".


Защита наших НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ прав была важна Соколову, блестяще образованному самоучке (он получил глубокое традиционное образование, достойное раввина, но самостоятельно выучил 12 языков и прекрасно разбирался в европейской культуре). Он не был сторонником ни раннего российского палестинофильства Ховевей Цион, ни самого сионизма – пока не приехал освещать как журналист 1-ый сионистский Конгресс. Он был потрясен Герцлем и вернулся с Конгресса убежденным сионистом. #нахум_соколов


Соколов верил в объединяющую силу сионизма, и именно его обращение к раввинам – духовным лидерам еврейства (брошюра "К нашим мудрецам и учителям") стало катализатором возникновения религиозного сионизма – движения "Мизрахи". Сам Соколов был сторонником "культурного сионизма", т.е. видел в возвращении в Эрец-Исраэль путь к духовному возрождению народа в целях усиления его влияния на мировую культуру. И всю жизнь оставался верен дипломатии ради дела сионизма. Так, в 1927 г. он встречался в Италии с Муссолини и получил от Дуче поддержку сионизму… (Фашистская Италия, как известно, не преследовала евреев вплоть до конца 30-х годов, когда Муссолини пришлось под давлением Германии неохотно ввести антиеврейские законы.)


Но самым известным - и практически никому не известным - вкладом Соколова в семантику сионизма является название "первого еврейского города" Тель-Авива. Именно так перевел Соколов на иврит заглавие книги Герцля "Альтнойланд" – "старая-новая страна". Он объяснил это так: "Тель – археологический холм, полный богатств старины. А "Авив" – весна, символ возрождения. Вместе это должно передавать смысл, заложенный Герцлем".


Потом - с издания перевода Соколова - название было дано городу. #тельавив

Нам не помешает иногда напоминать себе богатства нашего духовного наследия. Это поможет нам защищать нашу Страну. Основанную Соколовым для нашего национального возрождения через приобщение к нашей традиции на нашей земле.

По нашему национальному праву на это.

0 views0 comments