Самсон Жаботинского
Шабат недельной главы «Шофтим». Символ мощи русского флота в войне со Швецией «Самсон, разрывающий пасть льва» - главный фонтан Петергофа, был у меня с детства перед глазами. Я вырос в Петергофе, реставрацией которого 30 лет руководил мой отец.

И по иронии судьбы, когда мы сели в отказ, пытаясь уехать в Израиль, наш национальный герой – адаптированный великодержавной пропагандой – придавал силы как раз нам в войне с советской империей зла…
Самсон, довольно противоречивая фигура в нашей традиции, тем не менее является примером успешного национального лидера. Именно поэтому Жаботинский выбрал его героем своего романа, посвящённого войне за самоопределение, самоидентификацию и национальную гордость. Одна из самых известных цитат из «Самсона» Жаботинского – это его наставление еврейскому народу: «…три завета передай им от меня: чтобы копили железо; чтобы выбрали царя; и чтобы научились смеяться.»

Это аллегория трех необходимых условий для нашего национального возрождения – сила и мощь для борьбы, признанный и уважаемый национальный лидер – и способность проницательно и критически смотреть на себя и на происходящее с нами.
Этого всегда нам не хватало. Начиная с самого первого шага – освоения Эрец-Исраэль после исхода из Египта. Именно поэтому в главе «Шофтим» Моше дает четкие указания социально-государственного устройства после получения Эрец-Исраэль в свое владение:
«Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих, которые Господь, Б-г твой, дает тебе, для колен твоих; чтобы они судили народ судом праведным. 19. Не покриви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрецов и искажает речи правые. 20. К правде, к правде стремись, чтобы ты жил и овладел землей, которую Господь, Б-г твой, дает тебе.»
С «Не покриви судом…» и «…к правде, правде стремись» у нас до сих пор так себе. Все последние годы любуемся, в полный рост. С национальными лидерами у нас всегда напряг. Раз-два и обчелся. Именно поэтому первые сотни лет у нас и не было толком царя, способного объединить народ вокруг подлинно достойной его национальной цели. И нами правили Судьи и пророки.
Предвидя эту сложность – с выбором царя – глава «Шофтим» дает тоже конкретные инструкции – требования к кандидатуре царя и для его успеха в этой деликатной должности;
«Когда придешь на землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ты ею, и поселишься на ней, и скажешь ты: Поставлю над собою царя, как все племена, какие вокруг меня; 15. То поставь над собою царя, которого изберет Господь, Б-г твой. Из среды братьев твоих поставь над собою царя; ты не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе. 16. Только пусть не множит себе коней, и не возвращает народ в Мицраим, чтобы умножить коней, а Господь сказал вам: Вы более не возвратитесь этим путем. 17. И пусть не множит себе жен, чтобы не уклонилось сердце его, и серебра и золота пусть не множит себе чрезвычайно. 18. И будет когда воссядет на трон царствия своего, то напишет себе два свитка Учения этого пред священнослужителями, левитами. 19. И будет оно с ним, и пусть он читает это во все дни жизни своей, чтобы учился бояться Господа, Б-га своего, соблюдать все слова Учения этого и все эти законы, чтобы исполнять их. 20. Чтобы не вознеслось его сердце над его братьями и чтобы не уклонялся он от заповеди ни вправо, ни влево, чтобы длить ему дни на царстве своем, ему и его сынам в среде Исраэля.»
Иначе говоря, царь – наш лидер – должен быть прямым, честным, скромным – и руководствоваться Законом Торы, который он сам должен изучить. Чтобы требовать с других. Чтобы выполнились три условия Самсона Жаботинского.
Мы сейчас тоже находимся в своего рода «эпохе Судей», в современной аранжировке. Мы разобщены, территория нашего государства в нашей стране еще не определена до конца, идолопоклонства хватает с избытком, и многочисленные враги – извне и изнутри – внимательно мониторят наши слабости, выбирая удобный момент.
Поэтому совет Жаботинского – устами его героя – актуален как никогда.
Кстати, у Жаботинского есть "продолжение". Для успеха каждый из нас - по его выражению - "должен почувствовать себя "царским сыном". Не в плане мажора и понтов - а в смысле понимания обладания как силой, так и ответственностью.
Удачи нам в этом понимании.