Что мы знаем о себе?
Сегодня первая суббота месяца Хешван. Месяц многих начал - в этот шабат мы продолжаем читать новый цикл Торы, и сейчас это глава Ноах - про зарождение человечества со всеми его заморочками и проблемами. Еще в этом месяце мы отмечаем День Алии (одним из инициаторов закона праздновать этот день был ваш покорный слуга), принятие Декларации Бальфура и множество других событий. В основном из эпохи зарождения сионизма.

Но, отмечая даты истории нашего возвращения в Эрец-Исраэль периода этой современной эпохи, нам стоит помнить, что связь нашего народа с нашей Страной не прекращалась никогда. И сегодняшняя дата напоминает нам как раз об этом. 3-го Хешвана 319 лет назад началась новейшая история массового возвращения евреев в Эрец-Исраэль из галута.
С прибытием рабби Йегуды Хасида в Иерусалим во главе 1000 своих последователей – как вышедших с ним 31 семьи из польского городка Шидлова, в котором р. Хасид начал свой путь, так и примкнувших к ним по дороге спутников. #история_израиля
Это было время постшабтайской смуты, вызванной лжемессианством Шабтая Цви. Некоторые историки связывают алию р. Хасида с влиянием этой секты, в первую очередь из-за настороженной реакции иерусалимской общины, с опасением встретившей новоприбывших. Тем более что община сама составляла всего 1200 человек и закономерно боялась за свое спокойствие и будущее после удвоения своей численности.
Финал этой алии был не самым жизнеутверждающим. Старожилы и новые олим не ужились, многие вернулись в Европу. Были и перешедшие в христианство и даже в ислам. Что говорит о неуравновешенности этих людей и отражает смутное и напряженное время – как после эмоциональной встряски, связанной с Шабтаем Цви, так и после тяжелейших погромов и преследований евреев Польши. И самым тяжелым испытанием для прибывших была внезапная кончина рабби Хасида буквально через несколько дней после прибытия в Иерусалим… #репатриация_алия
Но он пробил брешь в стене страха перед даже мыслью о практическом возвращении в Эрец-Исраэль. И процесс пошел. Перед смертью р. Хасид успел выкупить участок для ашкеназской синагоги в Старом городе. Построили ее уже только в середине 19 века, но с самого первого дня она стала символом борьбы за наше право жить в нашей столице. Особенно когда стояла в руинах после разрушения во время Война за Освобождение 1948 г. И была, наконец, недавно восстановлена.

Следующим пиком алии из Восточной Европы была репатриация учеников Виленского Гаона и другие "проекты" Возвращения, в основном создавшие общину харедим в сегодняшнем Израиле. Они были первые. И они держали тут вахту до прибытия первых русских сионистов, начавших тот процесс, результатом которого является все, что вы, выглянув сейчас в окно, увидите.
Но об этом отдельно – месяц Хешван, как мы уже говорили, еще напомнит нам все, что мы обязаны знать о себе.