Яир и еврейское национальное возрождение
Сегодня ровно 80 лет со дня убийства Яира – Авраама Штерна. Легендарного командира ЛЕХИ. Одного из наиболее ярких представителей русскоязычной сионисткой интеллигенции.

В 1936 г. Штерн оставил докторат по древнегреческой литературе в университете Флоренции и вернулся в Иерусалим – там начинались погромы Арабского Восстания 1936-1939 гг. Он становится помощником Авраама Техоми – отделившегося затем от Хаганы и основавшего ЭЦЕЛЬ. Ситуацию в Ишуве Штерн описал вместе с будущим командиром организации Давидом Разиэлем в выпущенной ими листовке «Верные клятве»:
«Идея и цель ЭЦЕЛя в Эрец-Исраэль, во имя которой он был создан, - это вера в то, что еврейское государство не может быть восстановлено без опоры на независимую военную национальную структуру… На ЭЦЕЛь в Эрец-Исраэль возложено быть единственной настоящей силой, которая должна будет и сможет воевать за возрождение еврейской нации в Эрец-Исраэль и против происков внешнего врага и тех, кто готов предать изнутри…
Сегодня в стране существуют две организации: одна - левая, подчиняющаяся власти левых, к которой, к нашему большому сожалению, присоединилась часть наших людей; а вторая - это ЭЦЕЛь в Эрец-Исраэль, которая продолжает выполнять свою задачу - бороться за жизнь и честь возрождающейся нации.
Мы верим в предназначение движения и в то, что в его силах воссоздать полную независимость нации в исторических границах еврейского государства… Безымянные солдаты! Основа еврейской силы готова к любому приказу и любой жертве!»

Штерн – поэт и переводчик поэзии - пишет ставший знаменитым гимн ЭЦЕЛя – а зетем ЛЕХИ «Безымянные солдаты»:
Мы солдаты без формы, имен у нас нет,
А вокруг тьма и горе людское.
Мы навеки поклялись хранить наш завет,
Нас лишь смерть может вырвать из строя.
В те багровые дни, крови мук и резни
В непроглядные ночи страдания
В городах, в деревнях мы поднимем одни
Наше гордое знамя восстания.
Не рабы мы, которых согнал страшный бич
Проливать свою кровь на чужбине
Жизнь отдать за народ - вот великий наш клич,
И свободными быть нам отныне.
Да, мы знаем, тернист и опасен наш путь
Впереди нас невзгоды и беды,
Но ни козни врагов, ни тюрьмы мрак и жуть
Нас не сломят в дороге к победе.
Тех из нас, кто в кровавом сраженье падет
Похоронят тайком в тьму ночную.
Но их место множество новых займет,
Чтоб продолжить борьбу роковую.
И слезой матерей, их рыданьем в ночи
Чистой кровью младенцев невинных,
Как цементом скрепим мы тела-кирпичи;
Дом отстроим любимой отчизны".
ЛЕХИ становится самым непримиримым к компромиссам подпольем ИШУВА. Компромиссы – с их точки зрения – неизбежно ведут к утратам независимости, суверенитета и национального будущего. К чему это приводит, мы видим все последние 30 лет… и особенно в наши дни.
И многие «компромиссы» нам еще не показали, как обрез из-под бушлата, все жаждущие исчезновения Израиля. Как еврейского государства, так и вообще как такового.
Поэтому вспоминая сегодня Штерна, нам стоит поучится у него – и у всего его поколения – преданности идее национального возрождения.
Нам еще ох как далеко до этого самого возрождения…